По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 09.04.2015 N 2.40-2015 "О результатах проверки эффективности использования государственных средств, направленных БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 19" на оказание гражданам Воронежской области бесплатной медицинской помощи в 2013 - 2014 годах"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 09.04.2015 № 10 (148)

ОТЧЕТ № 2.40-2015
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ БУЗ ВО "ВОРОНЕЖСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 19" НА ОКАЗАНИЕ ГРАЖДАНАМ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В 2013 - 2014 ГОДАХ

Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.40 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2015 год, распоряжение от 12.03.2015 № 21.

Цель контрольного мероприятия: оценка эффективности использования государственных средств, направленных на оказание гражданам бесплатной медицинской помощи.

Проверенный объект и оформленный акт: БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника № 19" - акт № 2.40-2015 от 03.04.2015.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 17 марта 2015 года по 10 апреля 2015 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность учреждения.
2. Соблюдение учреждением действующего законодательства в сфере здравоохранения.
3. Проверка соответствия деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
4. Проверка выполнения государственного задания.
5. Проверка эффективности расходования субсидий, выделенных на иные цели.
6. Анализ деятельности объекта проверки, в том числе:
- реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
- доступности и качества оказания медицинской помощи жителям города Воронежа;
- оказания платных медицинских услуг;
- обоснованности и эффективности расходов учреждения на приобретение медикаментов, мягкого инвентаря;
- проведения капитального и текущего ремонта;
- штатной численности и оплаты труда.

5. Проверка соответствия фактических расходов медицинской организации за счет средств обязательного медицинского страхования структуре расходов, рекомендованной тарифным соглашением.
6. Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования областного имущества.
7. Проведение аудита в сфере закупок, проверка эффективности и результативности использования бюджетных средств.

Результаты контрольного мероприятия:
Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская поликлиника № 19" (далее - учреждение, поликлиника, ВГП № 19) является правопреемником муниципального учреждения здравоохранения, принятого на областной уровень согласно распоряжению правительства Воронежской области от 30.10.2012 № 714-р "О приеме муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Воронежской области".
Поликлиника представляет собой комплекс лечебно-диагностических отделений мощностью 356 посещений в смену, дневной стационар на 37 коек терапевтического и неврологического профиля. Количество взрослого прикрепленного населения составляет 34688 человек.
ВГП № 19 действует на основании устава, лицензий на медицинскую, фармацевтическую и другие виды деятельности.

Финансовые источники учреждения

Структура доходов и расходов учреждения по источникам финансовых ресурсов представлена в таблице.

Источник финансирования (план ф/х деят.)
2013 год
2014 год
план (тыс. рублей)
факт (тыс. рублей)
% к плану
удел. вес, %
план (тыс. рублей)
факт (тыс. рублей)
% к плану
удел. вес, %
На выполнение программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи
Субсидии на выпол. государствен. задания
2 249,5
2 356,5
99,9
3,9
2 131,0
1 916,6
89,8
2,5
Остаток на нач. года
109,5
2,5
Средства ОМС
59 462,4
55 800,1
93,8
93,5
82 555,8
72 994,2
84,7
95,8
Остаток на нач. года
3 662,3
Итого
61 821,4
58 156,6






Источники финансирования, не входящие в ПГГ
Субсидии на иные цели
1 118,3
1 118,0
100
1,9
889,3
883,3
99,3
1,2
Предпринимат. деят.
427,4
420,9
98,4
0,7
408,8
384,7
92,6
0,5
Остаток на нач. года
6,6
Итого








Всего/с учетом остатка на нач. года
63 367,1
59 695,5
94,2
100
85 984,9/ 89 656,3
76 178,8

100

Из данных таблицы следует, что наибольшую долю в расходах учреждения (около 95%) составляют средства ОМС, поступающие на реализацию территориальной программы ОМС.
Также отмечается рост консолидированного бюджета 2014 года по отношению к 2013 году на 35,6% за счет средств ОМС, что обусловлено увеличением объема медицинских услуг и повышением тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС.

Выполнение программы государственных гарантий

Оказание бесплатной медицинской помощи

Порядок, условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи утверждены постановлениями правительства Воронежской области от 27.12.2012 № 1243 и от 25.12.2013 № 1165 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Воронежской области" на 2013 и на 2014 годы (далее - ПГГ).
Основными источниками финансирования программы государственных гарантий являются средства ОМС (около 95% всех поступлений), а также субсидии из областного бюджета на выполнение государственного задания.
Объемы услуг учреждения по видам медицинской помощи характеризуются следующими данными.

Виды медицинской помощи
2013 год
2014 год
план
факт
% вып.
план
факт
% вып.
Амбулаторная помощь
1. Посещения с профилактич. целью, в т.ч.:
86 133
86 187

66 747
66 747

- за счет субсидий
4 087
4 087
100
5 919
5 919
100
- за счет средств ОМС
82 046
82 100
100
60 828
60 828
100
2. Обращения в связи с заболеваниями, в т.ч.:
68 055
68 259

74 015
73 861

- за счет субсидий
3 155
3 155
100
-
-

- за счет средств ОМС
64 526
64 573
100
74 015
73 861
100
3. Посещения по неотложной помощи (ОМС)
10 936
10 940
100
12 158
11 910
98
Стационарно-замещающая помощь
Пациенто-дней (ОМС)
11 667
11 667
100
11 829
11 829
100

Как следует из данных таблицы, в проверяемом периоде объемные показатели по видам медицинской помощи в разрезе источников финансирования учреждением выполнены.

Выполнение государственного задания

Субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания предоставлялись учреждению в соответствии с соглашениями "О порядке и условиях предоставления субсидий", заключенными между учреждением и департаментом здравоохранения, в 2013 году - в сумме 2249,5 тыс. рублей, в 2014 году - 2131,0 тыс. рублей.
В 2013 и 2014 годах поликлиникой предоставлялась государственная услуга по оказанию первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях гражданам, не идентифицированным и не застрахованным в ОМС. Согласно отчетам об исполнении государственного задания объемные и качественные показатели государственных услуг поликлиникой выполнены. При этом учет посещений граждан, не застрахованных в ОМС, надлежащим образом не осуществлялся, что не позволяет подтвердить выполнение государственного задания в полном объеме.
Согласно плану финансово-хозяйственной деятельности за счет субсидий, выделенных на выполнение государственного задания (в 2013 году) и на иные цели (в 2014 году), поликлиникой в соответствии с коллективным договором приобреталось молоко для работников с вредными условиями труда на сумму 25,0 и 26,0 тыс. рублей, соответственно.
Необходимо отметить, что согласно тарифным соглашениям на 2013 и 2014 годы на оплату медицинской помощи по ОМС содержание данных сотрудников предусмотрено за счет средств ОМС.
В противоречие п. 2.3.3 коллективного договора в январе - марте 2015 года работники поликлиники с вредными условиями труда молоком не обеспечивались.

Реализация территориальной программы ОМС

Тарифными соглашениям рекомендована структура расходов медицинской организации за счет средств ОМС, получаемых по базовому тарифу. Проверка показала, что условия тарифного соглашения ВГП № 19 выполнены.
Исходя из финансирования ПГГ стоимость единицы амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (посещение) в 2013 году сложилась в сумме 186,1 рубля, в 2014 году - 236,9 рубля. Эти данные позволяют говорить о повышении в 2014 году финансового обеспечения оказания медицинской помощи населению.
По результатам контроля качества оказания медицинской помощи, проводимого экспертами страховых медицинских организаций, в 2013 году из 47024 проверенных случаев оказания медицинской помощи признано дефектными 21,2%, сумма штрафных санкций (неэффективные расходы) составила 448,7 тыс. рублей. В 2014 году из 48061 проверенных случаев признано дефектными 20,8%, сумма штрафных санкций - 435,7 тыс. рублей.
Более половины штрафных санкций (62%) выставлено за невыполнение или несвоевременное выполнение диагностических (лечебных) мероприятий в соответствии с порядком оказания медицинской помощи и/или стандартом медицинской помощи, не повлиявшее на состояние здоровья застрахованного лица.
Около 27% штрафов приходится на дефекты в оформлении медицинской документации (малая информативность записи, неразборчивость текста и т.д.). На отсутствие медицинской документации (амбулаторных карт) приходится 11% штрафов.
Стоит отметить, что в проверяемом периоде учреждением недостаточно эффективно осуществлялась работа со страховыми компаниями. В 2014 году по итогам медико-экономического контроля ими произведен возврат счетов за пролеченных больных на сумму 28679,3 тыс. рублей, что составляет 25,7% от выставленных поликлиникой счетов.

Субсидии на иные цели

В 2013 году из областного бюджета в рамках реализации целевых программ выделено субсидий на сумму 1118,3 тыс. рублей, в 2014 году - 889,3 тыс. рублей. Средства израсходованы на приобретение медикаментов - 683,3 тыс. рублей, продуктов питания - 26,0 тыс. рублей, медицинского оборудования и других основных средств - 200,3 тыс. рублей, на капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений - 997,2 тыс. рублей, прочие нужды - 94,7 тыс. рублей. Остаток средств на 31.12.2014 - 6 тыс. рублей.
Выборочной проверкой исполнения договоров по капитальному и текущему ремонту помещений нарушений не установлено, работы выполнены в срок и в полном объеме.

Приносящая доход деятельность

Собственные доходы ВГП № 19 поступали в основном от сдачи в аренду помещений поликлиники и составили: в 2013 году - 427,5 тыс. рублей, в 2014 году - 408,8 тыс. рублей. Средства расходовались на оплату услуг по содержанию имущества (до 62,4% всех расходов), а также на приобретение основных средств и материальных запасов, оплату прочих работ и услуг.
Неэффективные расходы в результате уплаты пени и штрафных санкций (в ТФ ОМС, ПФ, ФНС и т.д.) составили: в 2013 году - 72,5 тыс. рублей, в 2014 году - 147,1 тыс. рублей.
В ходе проверки выявлены отдельные факты несвоевременных платежей по арендной плате. Так, задолженность арендатора МАУ "Городская аптека" за январь - июнь 2014 года в сумме 87,7 тыс. рублей погашена только в октябре 2014 года. В нарушение требований ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" претензионная работа учреждением не проводилась (пени составили около 1,2 тыс. рублей).
Кроме того, с 3 арендаторами не были заключены договоры на возмещение коммунальных платежей, сумма неэффективных расходов учреждения по оплате коммунальных услуг составила 24,5 тыс. рублей.

Использование медицинского оборудования

В проверяемом периоде учреждением за счет всех источников приобретено медицинского оборудования на сумму 431,9 тыс. рублей.
Проверкой учета и наличия оборудования нарушений не установлено. Все оборудование использовалось в лечебном процессе, кроме аппаратно-программного комплекса мониторирования ЭКГ и АД, который в 2013 году не эксплуатировался 206 дней, в 2014 году - 119 дней (поступил в 2012 году по программе модернизации здравоохранения, стоимость - 280,0 тыс. рублей). Причина неэффективного использования имущества - длительная поставка вышедшего из строя кабеля ЭКГ и последующая поверка прибора.

Учет материальных запасов

Структура кассовых расходов учреждения на приобретение медикаментов, продуктов питания, мягкого инвентаря представлена в таблице.

(тыс. рублей)
Год
Источник финансирования
Медикаменты
Продукты питания
Мягкий инвентарь
2013
Средства ОМС
5 251,4
-
199,9
Субсидии на выполнение госзадания
230,0
25,0
-
Субсидии на иные цели
373,0
-
-
Средства от приносящей доход деят-ти
-
-
-
Итого
5 854,4
25,0
199,9
2014
Средства ОМС
8 028,1
-
142,2
Субсидии на выполнение госзадания
229,7
-
-
Субсидии на иные цели
310,3
26,0
-
Средства от приносящей доход деят-ти
-
-
-
Итого
8 568,1
26,0
142,2

Данные таблицы показывают рост кассовых расходов на приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения в 2014 году на 46% относительно уровня 2013 года, что свидетельствует о повышении финансового обеспечения жителей города медикаментами. Так, фактическая стоимость 1-го посещения по медикаментам в поликлинике в 2013 году составляла 15,89 рубля, в 2014 году - 21,07 рубля; в дневном стационаре - 104,09 и 134,73 рубля соответственно.
Медикаменты приобретались в соответствии с заключенными государственными контрактами и договорами поставки. В ходе проверки выявлены незначительные (9 дней) нарушения срока поставки медицинских препаратов на сумму 46,4 тыс. рублей по государственному контракту от 21.07.2014 № 0331300080914000018, заключенному с ООО "СТАТУМ". Контрактом предусмотрена ответственность поставщика за просрочку исполнения обязательств в виде взыскания неустойки, однако претензионно-исковая работа учреждением не проводилась (сумма пени - 114,8 рубля).
Условия хранения в аптеке больницы лекарственных средств, в том числе наркотических и иммунобиологических препаратов, соответствуют требованиям действующих нормативно-правовых актов.
Потребность поликлиники в мягком инвентаре в общем удовлетворена. Однако по отдельным позициям (простынь, пододеяльник) нормы на 33 - 196% превышают значения, установленные Приказом Минздрава СССР от 15.09.1988 № 170 "Об утверждении табелей оснащения мягким инвентарем больниц, диспансеров, родильных домов, медико-санитарных частей, поликлиник, амбулаторий". Тем не менее поликлиникой в 2014 году приобретались простыни в количестве 100 шт. на сумму 11,5 тыс. рублей, что является нерациональным.
Нормы по обеспечению мягким инвентарем работников больницы <1> в целом также выполняются, за исключением позиции "Шапочка х/б": по норме необходимо 215 шт., фактическое наличие - 64 шт.
--------------------------------
<1> Приказы Минтруда РФ от 29.12.1997 № 68 "Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам больницы специальной одежды и обуви, других средств индивидуальной защиты" и Минздрава СССР от 29.01.1988 № 65 "О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви".

Аудит закупок

В проверяемом периоде закупки осуществлялись на основании Федеральных законов от 21.07.2005 № 94-ФЗ и от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ приказом главного врача учреждения назначен контрактный управляющий, однако в нарушение п. 6 ст. 38 он не имеет необходимого высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок.
При выборочной проверке размещенных контрактов на поставку изделий медицинского назначения выявлены случаи нарушений ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ: в 3 контрактах в описании объекта закупки содержится указание на производителя товара (общая цена контрактов составляет 554,3 тыс. рублей).
Совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ (до 100 тыс. рублей) не превысила 2000 тыс. рублей.

Штатное расписание и оплата труда

Штатное расписание на 2014 год утверждено главным врачом и согласовано с департаментом здравоохранения в количестве 241,75 штатной единицы. Укомплектованность физическими лицами в целом по учреждению составила 82,7%, в том числе: врачебным персоналом - 82,1%, средним медперсоналом - 83,6%, младшим медперсоналом - 100%, прочим персоналом - 77,4%.
Проверкой начисления заработной платы установлено, что в 2013 году сотрудникам поликлиники излишне начислено 41,9 тыс. рублей, в том числе главному врачу поликлиники - 34,2 тыс. рублей (нарушение дополнительного соглашения от 15.03.2013 № 352 к трудовому договору), главной медицинской сестре - 7,7 тыс. рублей (нарушение Положения об оплате труда). В ходе проверки в результате перерасчета суммы удержаны.
Уровень заработной платы по категориям медицинских работников ВГП № 19 в сравнении "дорожной картой" <2> приведен в таблице.
--------------------------------
<2> Распоряжение правительства ВО от 28.02.2013 № 120-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") Воронежской области "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Воронежской области".

тыс. рублей
№ п/п
Категория персонала
Средняя з/п (факт)
Средняя з/п по региону
Необходимый уровень з/п
Отклонение
2013 год
1
Врачи и работники, имеющие высш. мед. (фармацевтич.) и иное образование, предоставляющие медицинские услуги
27,85
22,1
27,8
-
2
Средний
14,98
16,3
-1,3
3
Младший
10,73
10,8
-0,1
2014 год
1
Врачи и работники, имеющие высш. мед. (фармацевтич.) и иное образование, предоставляющие медицинские услуги
31,76
24,3
31,7
-
2
Средний
17,43
18,5
-1,0
3
Младший
12,37
12,4
-

Данные таблицы свидетельствуют о росте средней заработной платы персонала учреждения. Целевой индикатор по повышению оплаты труда работников учреждения, установленный в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", учреждением выполняется с незначительными отклонениями.

Имущество учреждения

По состоянию на 01.01.2015 на балансе учреждения числились основные средства на сумму 27608,4 тыс. рублей (нежилые помещения, сооружения, оборудование, транспортные средства, хозяйственный инвентарь).
Необходимо отметить, что при переходе права собственности на имущество из муниципальной в государственную собственность Воронежской области (постановление администрации городского округа город Воронеж от 31.10.2012 № 918) правоустанавливающие документы на имущество общей стоимостью 33601,1 тыс. рублей не оформлены (ст. 131 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Проверка использования имущества показала, что часть объектов, имеющих полный износ, не эксплуатируется (металлические сооружения площадью 204 кв. м балансовой стоимостью 173,8 тыс. рублей, два нежилых кирпичных помещения площадью 12,7 кв. м балансовой стоимостью 18,4 тыс. рублей).
На момент проверки учреждением не утилизировано списанное оборудование в количестве 29 единиц на сумму 2077,5 тыс. рублей.

Выводы:
БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника № 19" выполняет возложенные на него задачи по оказанию амбулаторно-поликлинической медицинской помощи населению, включая гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
Вместе с тем учреждением допущены отдельные факты неэффективного расходования средств обязательного медицинского страхования и собственных средств учреждения, а также неэффективного использования областного имущества.

Предложение:
В целях устранения выявленных нарушений и недостатков направить представление БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника № 19".

Аудитор
В.В.РОДЮКОВА

Старший инспектор инспекции по контролю
расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС
А.П.ИВАНОВ


------------------------------------------------------------------