По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.02.2015 по делу N А14-11353/2014 <Заявленные требования унитарного предприятия о признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества удовлетворены, так как им для регистрации представлены все необходимые документы, а узел связи и жилой дом фактически являются одним и тем же объектом капитального строительства>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2015 г. по делу № А14-11353/2014

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена "17" февраля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "20" февраля 2015 года.
Федеральное государственное унитарное предприятие опытно-производственное хозяйство "П" (далее - заявитель, ФГУП ОПХ "П", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра по Воронежской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения на объект - узел связи площадью 50,8 кв. м, расположенный по адресу: <...>.
Определениями суда от 01.12.2014 и от 25.12.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ТУ ФА по УГИ в Воронежской области) и Государственное унитарное предприятие "В" (ОГРН <...>, ИНН <...>) в лице филиала Бюро технической инвентаризации Новоусманского района (далее - филиал БТИ Новоусманского района).
Дело в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ рассматривалось в отсутствие третьих лиц.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель регистрирующего органа возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 10.02.2015 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17.02.2015.
Из материалов дела следует.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.05.2004 по делу № А14-9793/2003 ФГУП ОПХ "П" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 21.01.2011 по делу № А14-9793/2003 конкурсным управляющим назначен С.А.
Согласно договору № II/2/12 от 15.05.2001 о закреплении за Предприятием федерального имущества на праве хозяйственного ведения, выписке из реестра федерального имущества от 19.08.2003 № 6-3359, выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.12.2014 № 174 за ФГУП ОПХ "П" зарегистрировано право хозяйственного ведения на нежилой объект - узел связи, площадью 50,8 кв. м, инв. № <...>, литер А, расположенный по адресу: <...> (т. 2, л.д. 7, 19, т. 1, л.д. 122).
Решением от 19.08.2003 Новоусманский районный суд Воронежской области обязал Комитет по управлению муниципальным имуществом и землей администрации Новоусманского района Воронежской области заключить с Т.А. и Т.Л. договор передачи в общую долевую собственность с учетом несовершеннолетнего ребенка в порядке приватизации дома № <...> по ул. <...>.
В соответствии с постановлением администрации Новоусманского района Воронежской области от 15.12.2003 № 9 изменен статус здания, расположенного в <...>, находящегося в пользовании 2-Усманской сельской администрации, со здания "узел связи" в "жилой дом".
Постановлением администрации Усманского 2-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области от 23.08.2005 № 407 изменен почтовый адрес указанного жилого дома с <...> на <...>.
13.10.2004 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и землей администрации Новоусманского района Воронежской области и Т.А., Т.Л. был заключен договор № 119 на передачу спорного жилого дома в собственность.
16.03.2007 между гражданами Т.А., Т.Л. (продавцы) и гражданкой Н.Н. (покупатель) был заключен договор купли-продажи, в соответствии с п. 1 которого продавцы продали, а покупатель купила индивидуальный жилой дом литер А, а, расположенный по адресу: <...>.
Согласно передаточному акту имущество передано покупателю.
06.06.2014 конкурсный управляющий ФГУП ОПХ "П" обратился в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о прекращении права хозяйственного ведения на спорный объект недвижимости.
На государственную регистрацию были представлены, в том числе, документы:
- решение Новоусманского районного суда Воронежской области от 19.08.2003;
- постановление Администрации Новоусманского района Воронежской области от 15.12.2003 № 9 об изменении статуса здания "узел связи" на "жилой дом";
- постановление Администрации Усманского 2-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области от 23.08.2005 № 407 об изменении почтового адреса жилого дома.
Уведомлением от 20.06.2014 № 01/010/2014-676 государственная регистрация прекращения права хозяйственного ведения на спорный объект недвижимости была приостановлена на срок до 20.07.2014.
Причиной приостановления послужило следующее обстоятельство: необходимость представления заявителем дополнительных доказательств, подтверждающих наличие у него оснований для прекращения права хозяйственного ведения на узел связи, площадью 50,8 кв. м, инв. № <...>, литер А, расположенный по адресу: <...>.
Сообщением от 28.07.2014 № 01/110/2014-676 Управление Росреестра по Воронежской области отказало в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорный объект недвижимости, ввиду того, что не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ).
Полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, ФГУП ОПХ "П" обратилось в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
Управление Росреестра по Воронежской области просило суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, считая законным и обоснованным сообщение от 28.07.2014 № 01/110/2014-676, выразившееся в отказе государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения на недвижимое имущество, так как оно считает, что объекты "узел связи" и "жилой дом" не идентичны.
В обоснование своей позиции регистрирующий орган ссылается на сведения государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), указанные в кадастровом паспорте здания, сооружения, объекта незавершенного строительства № 36-00/5001/2014-215689 от 10.06.2014, выданном филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области по запросу в порядке внутриведомственного взаимодействия, согласно которым объект - узел связи относится к федеральной собственности, его наименование и назначение не изменено.
Как указывает Управление, в ЕГРП и ГКН содержатся сведения об объекте "узел связи" с кадастровым номером <...> площадью 50,8 кв. м, а объект "жилой дом" площадью 46,9 кв. м учтен под кадастровым номером <...>. Данные объекты недвижимости также имеют разные адреса.
Кроме того, решение о прекращении права хозяйственного ведения за ФГУП ОПХ "П" собственником не принималось, документы, подтверждающие наличие предусмотренных ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оснований для прекращения права собственности на спорный объект, на государственную регистрацию также не были представлены.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконным необходимо наличие обоих условий - не соответствие их закону и нарушение прав и интересов гражданина или юридического лица.
Частью 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Статьей 16 указанного Закона установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии со статьей 9 Закона № 122-ФЗ в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным статьей 13 Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 порядком проводится правовая экспертиза документов с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В силу абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В рассматриваемом случае, основанием для отказа в государственной регистрации прекращения права на спорное недвижимое имущество послужила необходимость представления дополнительных доказательств, подтверждающих наличие у заявителя оснований для прекращения права хозяйственного ведения на узел связи, площадью 50,8 кв. м, инв. № <...>, литер А, расположенный по адресу: <...>.
В соответствии со статьей 17 Закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Новоусманского района Воронежской области от 15.12.2003 № 9 изменен статус здания, расположенного в <...>, находящегося в пользовании 2-Усманской сельской администрации, со здания "узел связи" на "жилой дом".
Кроме того, согласно письменным пояснениям ГУП "В" в лице БТИ Новоусманского района, представленным в материалы дела, усматривается, что в связи с принятием постановления администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области № 9 от 15.12.2003 и вынесением решения Новоусманского районного суда Воронежской области от 19.08.2003, инвентарное дело на здание, расположенное по адресу: <...> (узел связи, инвентарный номер <...>, Лит. А, а) было погашено в связи с изменением статуса объекта. 27.09.2004 заведено новое инвентарное дело на жилой дом, расположенный по адресу: <...> (инвентарный номер <...>, Лит. А, а) с последующим присвоением ему номера 3в (постановление администрации Усманского 2-го сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области от 23.08.2005 № 407).
Таким образом, вышеуказанные здания фактически являются одним и тем же объектом капитального строительства, претерпевшим различные изменения.
При таких обстоятельствах, довод Управления Росреестра о том, что узел связи и жилой дом являются самостоятельными объектами недвижимости с определенными индивидуальными характеристиками подлежит отклонению.
В силу части 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 19.08.2003 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и землей администрации Новоусманского района Воронежской области и Т.А., Т.Л. был заключен договор № 119 на передачу в порядке приватизации спорного жилого дома в собственность, впоследствии, на спорный объект недвижимости было зарегистрировано право общей долевой собственности физических лиц, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии <...>, <...>, <...> от 10.10.2005 (т. 2, л.д. 57, 59, 61).
Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд считает, что Управлением Росреестра по Воронежской области не доказаны обстоятельства, на основании которых заявителю было отказано в государственной регистрации прекращения прав.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд установил, что отказ от 28.07.2014 № 01/110/2014-676 в государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения на спорный объект недвижимого имущества, не соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 65, 71, 110, 167 - 170, 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

удовлетворить требования Федерального государственного унитарного предприятия опытно-производственное хозяйство "П" (ОГРН <...>, ИНН <...>).
Признать незаконным, несоответствующим Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360) от 28.07.2014 № 01/110/2014-676 в государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения на узел связи площадью 50,8 кв. м, расположенный по адресу: <...>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного унитарного предприятия опытно-производственное хозяйство "П" (ОГРН <...>, ИНН <...>), произвести государственную регистрацию прекращения права хозяйственного ведения на узел связи площадью 50,8 кв. м, расположенный по адресу: <...>.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок через суд, вынесший решение.


------------------------------------------------------------------