По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.02.2015 по делу N А14-12325/2014 <Заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов удовлетворены, так как административный орган не доказал вину управляющей компании, а следовательно, и наличие состава правонарушения>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. по делу № А14-12325/2014

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена "11" февраля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "18" февраля 2015 года.
Общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Р" (далее - заявитель, ООО УК "Р", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - административный орган, ГЖИ Воронежской области, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 27.08.2014 о привлечении ООО УК "Р" к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.
Определением от 15.10.2014 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 15.12.2014, в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 227 АПК РФ, суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства в связи с непредставлением ГЖИ Воронежской области затребованных судом документов.
Представитель заявителя поддерживает заявленные требования, ссылаясь на отсутствие вины и принятие всех зависящих от него мер по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170).
Представитель административного органа возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 04.02.2015 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11.02.2015.
Из материалов дел следует.
07.08.2014 должностным лицом управления муниципального жилищного контроля администрации городского округа город Воронеж на основании приказа органа муниципального жилищного контроля № 849 от 05.08.2014 с целью проверки обращений жителя дома <...>, в присутствии представителя управляющей компании - З., действующей на основании доверенности от 02.06.2014, - проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований к содержанию и эксплуатации жилищного фонда, находящегося в управлении ООО УК "Р".
Копия приказа № 849 от 05.08.2014 вручена заявителю 05.08.2014, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции на данном документе.
Факт надлежащего извещения ООО УК "Р" о месте и времени проведения внеплановой выездной проверки подтвержден уведомлением Управления от 05.08.2014 № 2573953 (л.д. 119), на котором проставлен штамп заявителя с вх. № 888.
В ходе проверки управлением муниципального жилищного контроля установлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, а именно:
- отсутствие нагревательных приборов в кухне и ванной комнате квартиры <...> (п. п. 5.2.1, 5.2.8).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки № 849 от 07.08.2014.
Копия указанного акта проверки вручена представителю по доверенности ООО УК "Р" З. 07.08.2014, о чем свидетельствует ее роспись на соответствующем документе.
07.08.2014 Управлением вынесено предписание № 849, согласно которого управляющая компания обязана в срок до 30.09.2014 устранить выявленные в ходе внеплановой выездной проверки нарушения.
По факту выявленных нарушений должностное лицо административного органа в пределах полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 28.3, ст. 23.55 КоАП РФ, перечнем уполномоченных должностных лиц управления муниципального жилищного контроля администрации городского округа город Воронеж, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, утвержденным постановлением администрации городского округа город Воронеж от 12.09.2013 № 854, в отсутствие законного представителя управляющей компании, извещенного надлежащим образом, составило протокол об административном правонарушении от 11.08.2014 № 41.
Факт надлежащего извещения ООО УК "Р" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении № 41 от 11.08.2014 подтвержден уведомлением Управления от 08.08.2014 № 14-2686 (л.д. 130) с проставленным штампом управляющей компании со вх. № 908.
Копия протокола об административном правонарушении № 41 от 11.08.2014 получена заявителем 12.08.2014, что подтверждено сопроводительным письмом от 12.08.2014 № 14-2752 (л.д. 134) с проставленным штампом управляющей компании со вх. № 937.
Письмом № 2573953 от 13.08.2014 управление муниципального жилищного контроля направило материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО УК "Р" в государственную жилищную инспекции Воронежской области для рассмотрения вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности.
27.08.2014 заявителем предоставлена информация Инспекции по предписанию управления муниципального жилищного контроля № 849 от 07.08.2014, изложенная в справке от 27.08.2014 исх. № 1296. Согласно указанной справке, житель квартиры <...> К., заведомо уведомленная о проведении работ в ее квартире 20.08.2014 по установке отопительных приборов в кухне и ванной комнате, доступ в свою квартиру не предоставила, о чем составлен акт технического обследования жилого дома от 20.08.2014.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении заявителя, 27.08.2014 временно исполняющий обязанности руководителя государственной жилищной инспекции Воронежской области в пределах полномочий, предусмотренных ст. 23.55 КоАП РФ, п. 4.2.5 Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 17.12.2008 № 1100, в присутствии представителя ООО УК "Р" по доверенности б/н от 08.08.2013 С. вынес постановление № 893 по делу об административном правонарушении о признании управляющей компании виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.
ООО УК "Р", не согласившись с постановлением от 27.08.2014 № 893, обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании представитель управляющей компании пояснила, что житель квартиры <...> К. была заведомо уведомлена по телефону о проведении работ в ее квартире 20.08.2014 по установке отопительных приборов в кухне и ванной комнате, но доступ в свою квартиру не предоставила, о чем составлен акт технического обследования жилого дома от 20.08.2014 с участием свидетелей жильцов соседних квартир.
Также представитель заявителя пояснила, что житель квартиры <...> К. и ранее препятствовала управляющей компании в установке отопительных приборов в кухне и ванной комнате, не предоставляя доступ в квартиру. Данные обстоятельства были установлены также в постановлении мирового судьи судебного участка № 11 Коминтерновского района г. Воронежа от 25.09.2014 по делу об административном правонарушении № 5-190/2014-11.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и Федеральном законе об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 207 АПК РФ).
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного указанной правовой нормой, является, в том числе, нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объектом правонарушения является жилой фонд, его сохранность, непосредственным предметом посягательства - установленные правила.
Субъектами данного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, оформленного протоколом № 2 от 13.03.2012, выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией - ООО УК "Р".
Договором управления многоквартирным домом № 53/9 от 04.04.2012 подтверждается, что жилой дом <...> находится в управлении заявителя (л.д. 122).
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей (ч. 1.1. ст. 161 ЖК РФ).
Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491).
Пункт 10 Правил № 491 предусматривает, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (п. 13 Правил № 491).
В силу п. 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил № 491).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170).
Названные Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью, в том числе обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1 Правил № 170).
В силу п. 5.1.1 Правил № 170 системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с п. 5.1.2 указанных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны:
- совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность;
- внедрять средства автоматического регулирования и диспетчеризацию систем.
Реконструкция, капитальный ремонт и наладка систем должна производиться, как правило, специализированными монтажными и наладочными организациями.
Согласно п. 5.2.1 Правил № 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение № 11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах; коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
План (график) текущего и капитального ремонта в соответствии с п. 5.2.8 Правил № 170 должен включать гидравлические испытания, промывку, пробный пуск и наладочные работы с указанием сроков их выполнения.
План (график) должен быть согласован с теплоснабжающей организацией и утвержден органом местного самоуправления.
При ремонте пришедшие в негодность нагревательные приборы, трубопроводы, запорно-регулирующая арматура, воздуховыпускные устройства и другое оборудование должно быть заменено в соответствии с проектом или рекомендациями специализированной организации с учетом современного уровня выпускаемого оборудования.
В ходе проверки административным органом установлено, что ООО УК "Р", как управляющей организацией, ответственной за содержание жилого дома, нарушены вышеуказанные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Вместе с тем, судом установлено, что заявителем предпринимались необходимые меры для соблюдения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений и исполнения предписания № 849 от 07.08.2014, выданного управлением муниципального жилищного контроля, однако, доступ в указанную квартиру собственником предоставлен не был (л.д. 136 - 137).
Из материалов дела также следует, что управляющей компанией предпринимались меры для исполнения и ранее выданных предписаний, в том числе, предписания ГЖИ Воронежской области № 477 от 18.04.2014 с целью восстановления отопительных приборов в кухне и ванной комнате квартиры <...> (л.д. 51 - 52, 64 - 77).
Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 11 Коминтерновского района г. Воронежа от 25.09.2014 по делу № 5-190/2014-11 установлено отсутствие в действиях ООО УК "Р" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в связи с невозможностью выполнения предписания ГЖИ Воронежской области № 477 от 18.04.2014 из-за не предоставления собственником доступа в квартиру <...>, расположенного по адресу: <...>.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный орган не доказал вину управляющей компании, а следовательно, наличие состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения, в силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, требование ООО УК "Р" о признании незаконным и отмене постановления ГЖИ Воронежской области № 893 от 27.08.2014 подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 65, 71, 167 - 170, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

удовлетворить требования общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Р" (ОГРН <...>, ИНН <...>).
Признать незаконным и отменить постановление государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН <...>, ИНН <...>) № 893 по делу об административном правонарушении от 27.08.2014 о признании общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Р" (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области в порядке части 2 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------