По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.01.2015 по делу N А14-15780/2014 <Заявленные требования о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением , удовлетворены, так как перевозка пассажиров автомобильным транспортом осуществлялась по маршруту, не открытому в установленном порядке и не внесенному в соответствующий реестр маршрутов, что не обеспечивало безопасных условий перевозок пассажиров>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 января 2015 г. по делу № А14-15780/2014

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена "21" января 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "21" января 2015 года.
Управление государственного автодорожного надзора по Воронежской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее - заявитель, УГАДН по Воронежской области, административный орган) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуальному предпринимателю Б. (далее - лицо, привлекаемое к административной ответственности, ИП Б.) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Дело в порядке ст. 123, 136 АПК РФ рассматривалось в отсутствие административного органа.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, признала нарушение, выявленное УГАДН по Воронежской области при проведении проверки транспортных средств, в части осуществления перевозки по не открытому в установленном порядке и не внесенному в реестр, ведущийся Министерством транспорта Российской Федерации, междугороднему маршруту, в отношении остальных нарушений, выявленных административным органом, индивидуальный предприниматель возражала.
В судебное заседание ИП Б. не представила доказательств соблюдения требований действующего транспортного законодательства.
На основании части 4 статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в суде первой инстанции.
В судебном заседании 14.01.2015 на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 21.01.2015.
Из материалов дела следует.
Б. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 13.03.2004 за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя <...>.
Индивидуальный предприниматель оказывала услуги по перевозке пассажиров автотранспортом по территории РФ на основании лицензии № <...> от 30.10.2009 сроком действия до 25.11.2014.
14.11.2014 в 07 час. 05 мин. на 520 км автодороги М-4 "Дон", пост ГИБДД, на основании распоряжения административного органа № 668 от 13.11.2014 должностными лицами УГАДН по Воронежской области проведена проверка автотранспортного средства марки "Мерседес", государственный номер <...>, принадлежащего ИП Б. на праве собственности.
В ходе проверки административным органом установлен факт осуществления перевозки пассажиров в количестве 8 человек по регулярному междугороднему маршруту Калач - Воронеж на коммерческой основе с нарушением лицензионных требований, а именно:
- перевозка осуществлялась по несуществующему (не открытому в установленном порядке) и не внесенному в реестр, ведущийся Министерством транспорта Российской Федерации, междугороднему маршруту;
- перевозка ложно оформлена как перевозка пассажиров и багажа по заказу с нарушением требований "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила), в части соблюдения обязательных реквизитов заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа: не указано конкретное транспортное средство, предоставляемое для перевозки, не указан адрес пункта подачи транспортного средства, не указаны часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки, не указано количество перевезенных пассажиров, не указан порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). (Приложение № 4 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом);
- путевой лист оформлен с нарушением Приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов": отсутствует номер телефона собственника транспортного средства, согласно путевого листа № 420 от 14.11.2014 рабочее время водителя составляет 16 часов 20 минут с перерывом на отдых 15 минут, что является нарушением требований ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О безопасности дорожного движения" в части обязанности соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15), и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Результаты проверки зафиксированы административном органом в рапорте от 14.11.2014.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 24.11.2014 должностным лицом УГАДН по Воронежской области протокола № 17 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в отношении ИП Б.
Уведомлением б/д и б/н лицо, привлекаемое к административной ответственности, было извещено о дате и времени составления указанного протокола, о чем свидетельствует отметка Б. о получении данного протокола 19.11.2014 на самом уведомлении.
Почтовое отправление с копией протокола № 17 от 24.11.2014 отправлено в адрес индивидуального предпринимателя 25.11.2014.
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Воронежской области.
Изучив материалы дела и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с п. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; полномочия административного органа, составившего протокол; предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
В силу статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Статьей 8 Закона о лицензировании установлено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Лицензионные требования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров установлены пунктом 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение о лицензировании).
Такими требованиями, в том числе, являются:
- использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении) (подпункт "е" пункта 4 Положения о лицензировании);
- соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (подпункт "з" пункта 4 Положения о лицензировании);
- соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (подпункт "и" пункта 4 Положения о лицензировании).
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 3196-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
Требование обеспечения безопасных перевозок закреплено в пунктах 4, 32 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 № 7.
Открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Обследование автобусных маршрутов производится на основании пункта 4.15 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2.
Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основании утвержденных паспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (пункты 3, 14 и 16 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 № 178 (далее - Приказ № 178)).
Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации разработан в целях обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг и предназначен для упорядочения процедуры открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (межобластных, межкраевых, межреспубликанских), установления единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения работ, связанных с открытием этих маршрутов.
Отношения в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования (за исключением легкового такси) в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Воронежской области регулируются Законом Воронежской области от 25.06.2012 № 96-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения Воронежской области автомобильным транспортом общего пользования" (далее - Закон № 96-ОЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 96-ОЗ формирование автобусной маршрутной сети Воронежской области в пригородном и межмуниципальном сообщении осуществляется уполномоченным органом при открытии, изменении и закрытии маршрутов регулярного сообщения.
Приказом Департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области от 04.06.2014 № 134 утверждены порядок ведения областного реестра регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Воронежской области, а также порядок утверждения паспорта маршрута регулярных перевозок.
В нарушение приведенных положений лицо, привлекаемое к ответственности, осуществляло перевозку по маршруту, не открытому в установленном порядке и не внесенному в соответствующий реестр маршрутов, что не обеспечивало безопасных условий перевозок пассажиров.
Особенности режима труда и отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ, установлены в Приказе Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (ред. от 24.12.2013) "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения, работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени составляются графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.
Из материалов дела усматривается, что режим рабочего времени и времени отдыха водителей не соблюдался.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Приложением № 4 к Правилам установлены обязательные реквизиты заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, которые включают, в том числе:
е) адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;
л) часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки;
м) количество перевезенных пассажиров.
Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 утверждены также обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее - Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов путевой лист должен содержать сведения о собственнике (владельце) транспортного средства, которые включают в себя фамилию, имя, отчество, почтовый адрес и номер телефона индивидуального предпринимателя (пп. 2 п. 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).
Как следует из материалов дела, индивидуальным предпринимателем не соблюдены вышеприведенные предписания при заполнении заказа-наряда и путевых листов.
Согласно п. 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280, на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта возложена обязанность по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное (статья 2.4 КоАП РФ).
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению обязательных требований (условий) при осуществлении лицензируемого вида предпринимательской деятельности.
Объективную сторону правонарушения составляют противоправное бездействие, выразившееся в неисполнении юридическим лицом своих публично-правовых обязанностей в части соблюдения условий, предусмотренных лицензией.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее лицензируемый вид предпринимательской деятельности, на которое возложена обязанность по соблюдению лицензионных требований.
Из материалов дела следует, что ИП Б. являлась держателем лицензии № <...> от 30.10.2009 на оказание услуг по перевозке пассажиров автотранспортом на территории РФ, выданной Министерством транспорта Российской федерации, со сроком действия до 25.11.2014 (л.д. 22).
Материалами дела установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, осуществляло подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, нарушая лицензионные требования, установленные пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), чем совершила правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Факт наличия допущенных нарушений указанных выше требований, подтверждается материалами административного дела: рапортом от 14.11.2014, протоколом об административном правонарушении от 24.11.2014 № 17, путевым листом № 420 от 14.11.2014, заказом-нарядом от 14.11.2014, объяснениями пассажиров Ч. и Г. и иными документами, содержащимися в материалах административного дела.
Кроме того, в судебном заседании индивидуальный предприниматель признала вину в части осуществления перевозки по не существующему (не открытому в установленном порядке) и не внесенному в реестр, ведущийся Министерством транспорта Российской Федерации, междугороднему маршруту.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд считает доказанными факт правонарушения и вину ИП Б., выразившуюся в том, что, при необходимой степени осмотрительности и заботливости она имела возможность для соблюдения требований транспортного законодательства, но не предприняла необходимых мер.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Судом установлено, что нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении ИП Б. к административной ответственности заявителем не допущено.
Процедура привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности соблюдена, в связи с чем, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, не нарушены.
Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает такие виды административного наказания как предупреждение, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Из протокола об административном правонарушении следует, что предприниматель ранее к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ не привлекалась.
Данные обстоятельства суд признает в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Предусмотренных ст. ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность ответчика, судом не установлено.
На основании изложенного, суд, с учетом применения указанных норм права, фактических обстоятельств дела, а также, учитывая характер совершенного индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие смягчающих ответственность обстоятельств, приходит к выводу о наличии в данном случае оснований для применения к ИП Б. административного наказания в виде такой меры административного воздействия как предупреждение.
Кроме того, применение судом административного наказания именно в виде предупреждения не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. Определение вида санкции в каждом случае привлечения к административной ответственности должно отвечать не только карательной цели наказания, но также быть направлено на предупреждение совершения правонарушения и воспитание добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
В соответствии со ст. 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 2.1, 4.1, частью 3 статьи 14.1, статьей 23.1 КоАП РФ, статьями 167 - 170, 202, 205, 206 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

удовлетворить заявление Управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (ОГРН 1033600045533, ИНН 3666025773).
Привлечь индивидуального предпринимателя Б. (ОГРНИП <...>, ИНН <...>, <...>; зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 9 по Воронежской области 13.03.2004, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области в порядке части 2 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------