По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.01.2015 по делу N А14-6734/2014 <Заявленные требования о признании незаконным и отмене предписания административного органа об устранении выявленных нарушений требований законодательства удовлетворены, так как исполнителем коммунальной услуги являлась ресурсоснабжающая организация, а не управляющая компания>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 января 2015 г. по делу № А14-6734/2014

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "С" (далее - заявитель, ООО УК "С") обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене предписания № 219 от 21.02.2014 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Т" (далее - ООО "Т").
В судебном заседании 18.12.2014 объявлялся перерыв до 25.12.2014.
Из материалов дела следует.
Предписание Государственной жилищной инспекции № 219 от 21.02.2014 об устранении выявленных нарушений требований законодательства вынесено по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной по обращениям владельцев помещений в многоквартирном доме <...> в соответствии с приказом руководителя Государственной жилищной инспекции Воронежской области от 10.02.2014 № 344.
Предметом проверки явилось соблюдение обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу - горячее водоснабжение на общедомовые нужды по квартирам N№ 1, 4 в многоквартирном доме <...>.
В ходе проверки составлен акт проверки № 547 от 21.02.2014 и установлено следующее:
- расчет размера платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение на общедомовые нужды (ОНД) по платежным документам за ноябрь 2013 по кв. 1 и кв. 4 указанного дома формируется исходя из показаний общедомового прибора учета, объемов индивидуального потребления по каждой квартире и размера площади, принадлежащего каждому потребителю жилого помещения в порядке, установленном пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (формула 10 приложения № 2 к настоящим Правилам);
- по результатам проверки, представленных ООО УК "С" документов, в том числе копий платежных документов за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013, установлено, что "в платежном документе "исполнитель" указан ООО "Т", а "получатель" финансовых средств ООО УК "С", что является нарушением соблюдения обязательных требований статьи 162 Жилищного кодекса РФ, вследствие чего при изменении механизма расчета платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды, ООО УК "С" уходит от исполнения обязательных требований пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
В оспариваемом предписании в графах 2 и 3 указано: выявлено, что ООО УК "С" не обеспечивает соблюдение обязательных требований статьи 162 Жилищного кодекса РФ, пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, пункта 3 договора управления многоквартирным домом <...>, выразившееся в передаче многоквартирного дома для прямого расчета с ресурсоснабжающей организацией ООО "Т" без проведения собрания собственников помещений многоквартирного дома.
В графе 4 предписания указано: ООО УК "С" производить выставление платежных документов по коммунальным услугам отопление, горячее водоснабжение в соответствии с п. 3 договора управления многоквартирным домом и п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 19.09.2013), срок исполнения - до 21.04.2014.
ООО УК "С" не согласившись с фактом выявленного нарушения и считая, оспариваемое предписание незаконным, обратилось в суд с настоящими требованиями.
При этом ООО УК "С" пояснило, что в связи с задолженностью управляющей компании перед ресурсоснабжающей организацией, ООО "Т" в соответствии с условиями пункта 2.2.1 договора на теплоснабжение № ТЖ-03-11 от 12.10.2011 направило управляющей компании уведомление № 12 от 14.07.2013 о прекращении отпуска тепловой энергии по договору на теплоснабжение № ТЖ-03-11 от 12.10.2011 и о принятии на себя обязательств по поставке тепловой энергии потребителям многоквартирных домов, в том числе - дому <...>.
Также ООО "Т" уведомило, что управляющая компания не вправе взимать с населения денежные средства за тепловую энергию, поставляемую с 01.08.2013.
Представитель ООО "Т" подтвердил, что действие договора на теплоснабжение № ТЖ-03-11 от 12.10.2011 прекращено ресурсоснабжающей организацией в одностороннем порядке, обязательства по поставке тепловой энергии потребителям многоквартирных домов, в том числе - дому <...> приняло на себя ООО "Т", таким образом, исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Административный орган возражает против заявленных требований, утверждая, что оспариваемое предписание соответствует требованиям закона и вынесено в пределах полномочий Государственной жилищной инспекции Воронежской области.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно пункту 4.2.4 Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденном Постановлением Правительства Воронежской области от 09.09.2013 № 799, государственная жилищная инспекция вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Статьей 162 Жилищного кодекса РФ установлены условия, содержание и порядок заключения договора управления многоквартирным домом, статья содержит одиннадцать частей.
Пунктом 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 26.03.2014) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения № 2 к настоящим Правилам.
В силу пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона № 294-ФЗ при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
За неисполнение предписания должностного лица в установленный срок наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из приведенных норм следует, что предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
В связи с этим предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным, как не соответствующим Федеральному закону № 294-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Материалами дела подтверждено, что ООО "Т" направило управляющей компании уведомление № 12 от 14.07.2013 о прекращении отпуска тепловой энергии по договору на теплоснабжение № ТЖ-03-11 от 12.10.2011 и о принятии на себя обязательств по поставке тепловой энергии потребителям многоквартирных домов, в том числе - дому <...>.
Следовательно, исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация ООО "Т" (т. 1, л.д. 22, 32, 145).
Судом установлено, что оспариваемое предписание противоречит абзацу четвертому пункта 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 26.03.2014) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", согласно которому установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Кроме того, в оспариваемом предписании не указано какие конкретно нормы статьи 162 Жилищного кодекса РФ и пункта 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 нарушены заявителем, что также делает данное предписание неисполнимым.
На основании изложенного предписание Государственной жилищной инспекции Воронежской области об устранении выявленных нарушений требований законодательства № 219 от 21.02.2014 следует признать незаконным.
Производство по делу в части требований об отмене предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области об устранении выявленных нарушений требований законодательства № 219 от 21.02.2014 следует прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб., уплаченной заявителем платежным поручением № 1621 от 23.06.2014, подлежат взысканию с Государственной жилищной инспекции Воронежской области.
Руководствуясь ст. ст. 65, 71, 110, 167, 170, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

удовлетворить требования общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "С" (ОГРН <...>, ИНН <...>), г. Воронеж в части.
Признать незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Воронежской области об устранении выявленных нарушений требований законодательства № 219 от 21.02.2014.
Прекратить производство по делу в части требований об отмене предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области об устранении выявленных нарушений требований законодательства № 219 от 21.02.2014.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439) в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "С" (ОГРН <...>, ИНН <...>) расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.


------------------------------------------------------------------